Пять простых способов улучшить свои фотографии

Большинство людей, увлекающихся фотографией знают, что немаловажной составляющей хорошего снимка, является его последующая грамотная цифровая обработка. Что предпочтительнее фотографировать в RAW-формате, который содержит больше информации, чем JPEG и позволяет при обработке получить более качественное изображение.

Но, что делать тем, кто не хочет снимать в RAW по разным причинам. Нет времени на обработку отснятого материала, нет необходимых знаний для качественной проявки RAW-файлов в соответствующих компьютерных программах (так называемых RAW-конверторах и графических редакторах) или просто придерживающихся мнения, что фотографии не должны подвергаться обработке, но тем не менее, желающих получать четкие, насыщенные, контрастные кадры. Есть пять способов улучшить свои фотографии для тех, кто снимает в JPEG и не готов заниматься обработкой своих снимков.

1. Настраиваем режимы управления снимками

Самый простой способ изменить яркость, контраст, насыщенность, оттенок и резкость получаемого изображения, не прибегая к обработке, это воспользоваться функцией Режимы управления снимками (в фотоаппаратах Nikon) или Выбор стиля изображения (в фотокамерах Canon).

Как правило, в меню фотоаппарата существует ряд предустановленных режимов управления снимками. У Nikon – это Стандартный, Нейтральный, Насыщенный, Монохромный, Портрет и Пейзаж. У Canon – Стандартный, Портрет, Пейзаж, Натуральный, Точный и Монохромный. Режим Пейзаж обеспечивает насыщенные синие и зеленые цвета, большую резкость и контраст изображения, Портрет, наоборот, понижает резкость, контраст и яркость для получения красивых оттенков кожи. Нейтральный и Натуральный предназначены для любителей постобработки, они формируют тусклое изображение с приглушенными тонами. Если ваши фотографии получаются ненасыщенными, проверьте, может в меню фотоаппарата установлен один из этих режимов. Снимая определенный сюжет, достаточно лишь выбрать подходящий стиль. Некоторые модели фотоаппаратов позволяют вынести управлением нужным стилем изображения на одно из управляющих колес, что очень удобно.

Например, у зеркальных фотоаппаратов Nikon, начиная с 7000 серии и выше на управляющем колесе есть два пользовательских режима U1 и U2. На один можно установить стиль Пейзаж, на другой – Портрет, и оперативно переключаться между ними.

Если ни один из встроенных стилей вас не устраивает, можно изменить любой из существующих или создать свой собственный с подходящими настройками резкости, контраста, яркости, насыщенности и оттенка. Но, нужно помнить, что функция Режимы управления снимками не работает, если фотоаппарат снимает в автоматическом режиме (Авто). Использование этой функции возможно в режимах P (Программный), A или Av (приоритет диафрагмы), S или Tv (приоритет выдержки), M (ручной).

Лично нам на Nikon D5000 нравится использовать Пейзаж, практически, для любых сюжетов.

5 способов улучшить фотографии

Черногория. Свети Стефан. Nikon D5000. Режим Стандартный

5 способов улучшить фотографии

Черногория. Свети Стефан. Nikon D5000. Режим Насыщенный

5 способов улучшить фотографии

Балаклава. Пляж «Васили». Nikon D5000. Режим Стандартный

5 способов улучшить фотографии

Балаклава. Пляж «Васили». Nikon D5000. Режим Насыщенный

У пользователей фотоаппаратов FujiFilm серии X есть возможность использовать встроенные профили, имитирующие различные типы фотопленок, которые стилизуют изображение в соответствующей цветовой гамме.

2. Включаем функцию расширения динамического диапазона

Каждый, кто фотографировал при ярком солнечном свете, сталкивался с возникновением на фотографии глубоких теней и ярких бликов, в которых невозможно рассмотреть какие-либо детали. Происходит это потому, что в некоторых случаях динамический диапазон снимаемой сцены шире, чем может запечатлеть матрица фотоаппарата. Для борьбы с этой проблемой в большинстве фотокамер есть функция, которая сохраняет детали затененных и пересвеченных объектов, позволяя создавать кадры с нормальным контрастом.

В камерах фирмы Nikon за это отвечает Активный D-Lighting (Active D-Lighting), в камерах Canon Автокорекция яркости (Auto Lighting Optimizer) борется с провалами в тенях, а Приоритет светов – с пересветами. Используйте их при съемке высококонтрастных сюжетов. Например, Nikon рекомендует использовать функцию Активный D-Lighting при съемке ярко освещенного пейзажа через дверь, окно и др. или при фотографировании затененных объектов в солнечный день. Как правило, подобные функции имеют несколько режимов интенсивности. Не переусердствуйте, в тенях может появиться лишний шум.

3. Давим шумы на высоких ISO

Каждый фотограф время от времени сталкивается с такими условиями съемки, когда необходимо сильно поднимать значение чувствительности (ISO). Высокие ISO приводят к сильным шумам. Те, кто снимают в RAW-формате не сильно беспокоятся об этом, так как современные RAW-конверторы достаточно аккуратно и эффективно давят шум. Тем же, кто снимает в JPEG нелишним будет включить Функцию подавления шумов для высоких ISO в меню своего фотоаппарата.

Для нашего Nikon D5000, например, она начинает работать, начиная с чувствительности 800 единиц и выше.

Эта функция также, как и Активный D-Lighting имеет несколько уровней интенсивности. Выбирая уровень, главное соблюсти баланс между качественным шумоподавлением и сохранением мелких деталей на фотографии. Поскольку максимальный уровень может привести к сильной потере детализации и уменьшении резкости изображения.

4. Активируем функции автоматического управления искажениями и контроля хроматических аберраций

При съемке на широкий угол или, наоборот, на длиннофокусный объектив изображение может искажаться и принимать, соответственно, бочкообразный (выпуклый) или подушкообразный (вогнутый) вид. Этот оптический эффект носит название дисторсии. Если у вас не было идеи придать фотографии необычный вид, вызываемый дисторсией, активируйте Функцию автоматического управления искажениями.

Наверняка, вы видели на фотографиях цветные ореолы (красные, зеленые, фиолетовые) вокруг контрастных объектов. Это еще один паразитный оптический эффект – хроматические аберрации. Очень часто они появляются, например, при фотографировании деревьев на фоне неба. Чаще всего хроматические аберрации возникают при съемке на широкоугольные и светосильные объективы на открытой диафрагме. Обычно, этим «болеют» недорогие объективы. В современных камерах есть функция Контроля хроматических аберраций, которая весьма успешно справляется с их удалением.

5. Меняем китовый объектив на светосильный

Пожалуй, самый действенный способ улучшить качество своих фотографий – это приобрести светосильную оптику. Причем, нет надобности покупать очень дорогие объективы. Даже относительно недорогие фиксы (объективы с фиксированным фокусным расстоянием) позволят это сделать. Цена в интернет-магазинах на Nikon 35mm f/1.8G AF-S стартует со 150$, Nikon 50mm f/1.8G AF-S со 170$, на Canon EF 50mm f/1.8 STM – со 120$. Если покупать на вторичном рынке, можно найти еще дешевле. Попробуйте, и сами удивитесь на сколько лучше станут выглядеть ваши фотографии в плане цветопередачи, резкости и контрастности.

После приобретения нами Nikon 50mm f/1.8G и Nikon 35mm f/1.8G, штатный китовый зум Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G все чаще стал оставаться дома.

Все фотографии, представленные ниже – это внутрикамерный JPEG без обработки. Сняты на Nikon D5000.

5 способов улучшить фотографии

Севастополь. Лошади в Ушаковой балке. Nikon 35mm f/1.8G

5 способов улучшить фотографии

Балаклава. Рыбацкая лодка. Nikon 35mm f/1.8G

5 способов улучшить фотографии

Цветущий абрикос. Nikon 35mm f/1.8G

5 способов улучшить фотографии

Гостевой дом на набережной Балаклавы. Nikon 35mm f/1.8G

5 способов улучшить фотографии

Японская айва. Nikon 35mm f/1.8G

5 способов улучшить фотографии

Севастополь. Памятник Затопленным Кораблям. Nikon 35mm f/1.8G

5 способов улучшить фотографии

Катер МЧС в Балаклавской бухте. Nikon 35mm f/1.8G

5 способов улучшить фотографии

Севастополь. Пушки на Малаховом кургане. Nikon 50mm f/1.8G

5 способов улучшить фотографии

Севастопольские шахматисты. Nikon 50mm f/1.8G

5 способов улучшить фотографии

Севастополь. Приморский бульвар. Nikon 50mm f/1.8G

5 способов улучшить фотографии

Старый запорожец в старом севастопольском дворике. Nikon 50mm f/1.8G

5 способов улучшить фотографии

Севастополь. Клумба на площади Ушакова. Nikon 50mm f/1.8G

5 способов улучшить фотографии

Севастополь. «Екатерина II» в Артиллерийской бухте. Nikon 50mm f/1.8G

5 способов улучшить фотографии

Севастополь. Аллея на Приморском бульваре. Nikon 50mm f/1.8G

5 способов улучшить фотографии

Севастополь. Ушакова балка. Nikon 50mm f/1.8G

Как видите, фотографии получились с хорошей резкостью, достаточным контрастом, реалистичной цветопередачей и, практически, не требующие обработки.

В заключении, хотелось бы посоветовать тем, кто этого еще не сделал, ознакомиться с инструкцией к своему фотоаппарату. Большинство современных камер со сменной оптикой (как зеркальные, так и беззеркальные), а также продвинутые компактные фотоаппараты поддерживают вышеупомянутые функции. Единственно, они могут называться по-другому. Помимо этого, в инструкции можно обнаружить еще много советов, которые помогут улучшить качество ваших фотографий.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Подпишитесь на новости блога

Обсуждение: 28 комментариев
  1. Отличная статья для не очень опытных фотографов. Думаю, многие даже не задумывались о перечисленных опциях.

    А инструкцию читать обязательно нужно. Причем, возвращаться время от времени. Например, своим Никон Д610 владею уже 1,5 года. Только неделю назад прочитал, что на отдельную кнопку можно вывести функцию «Виртуальный горизонт» — стало намного удобнее снимать. 🙂

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Спасибо. К сожалению, многие владельцы хороших фотоаппаратов даже никогда и не открывали инструкцию, лично знаем таких.

      Ответить
  2. Большое спасибо за ваши бесценные советы. Действительно, к настройкам камеры надо подходить очень внимательно. У меня все происходит на бегу, во время путешествия я увлеченно щелкаю во все стороны, а потом дома приходиться править углы, кадрировать, увеличивать резкость, контраст, убирать дисторсию. Времени уходит очень много. А ведь всего этого можно избежать, правильно и вдумчиво настроив камеру.
    Я тоже все подумывала купить светосильный 35 мм. Останавливают его ограниченные возможности: им не снимешь большую перспективу, пейзаж. Все-таки для поездок он не очень пригоден.

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Безусловно, светосильный зум 17-50mm f/2.8 будет удобнее (для кропа). Но, у Nikon 35mm f/1.8 есть по крайней мере три преимущества перед таким зумом. Во-первых, вес: 180 грамм у 35mm против ~ 560 грамм у 17-50mm; во-вторых стоимость: Tamron 17-50 f/2.8 ~ 270$, Sigma 17-50 f/2.8 ~ 400$, родной Nikon 17-55mm f/2.8 около 1000$ (кстати, он весит 755 грамм); в-третьих, у Nikon 35mm диафрагма 1.8 — рабочая, а это иногда очень нужно. И в принципе, 35mm на кропе достаточно удобное фокусное расстояние. Можно снять и пейзаж, и портрет, и репортаж. А можно просто взять его как второй объектив в добавок в «темному» китовому зуму.
      Я знаю фотографов, которые отправлялись в путешествие с одной «тридцатьпяткой» и привозили очень хорошие фотографии.

      Рекомендуем провести следующий эксперимент. Установите на своем зум-объективе фокусное расстояние 35mm и поснимайте разные сюжеты. И на основании полученных кадров и собственных ощущений поймете насколько Вам удобно использовать объектив с таким фиксированным фокусным расстоянием.

      Ответить
      1. Обязательно попробую. Путешествовать с легким объективом — очень заманчиво. 180 г — это просто счастье.

        Ответить
  3. Владимир:

    Спасибо за статью. Вся «соль» инструкции к фотоаппарату. Для любителей-фотографов очень полезная информация и сэкономит время на нахождения данной в учебных курсах по фотографии. Еще можно посоветовать для получения большей резкости снимать, по возможности, на коротких выдержках. Сами фото — прелесть, многоплановые. Особенно понравилась последняя «Ушаковая балка» .
    После прочтения статьи захотелось еще раз перелистать инструкцию к своему Никону.

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Спасибо. Мы как раз старались подобрать разноплановые фотографии, чтобы показать возможности фикс-объективов при съемке разных сюжетов.

      Ответить
  4. Привет! Отличная статья!
    По поводу фуджей вставлю свои пять копеек.
    У фуджей, чтобы не было провалов в тенях, можно регулировать тень. На xe2 это можно сделать в быстрых настройках (Q): опция «S tone» регулирует от +2 до -2. Чем меньше значение, тем мягче тень. Опция «H tone» регулирует хайлайты таким же образом.
    Ещё есть крутая штука, как расширение динамического диапазона D-Range. Позволяет победить эффект выгорания неба или участков с бликами.
    Поделюсь своим лайфхаком. Простой способ улучшить резкость фото — знать пределы своего объектива.
    1) Например, у nikkor 18-200 резкую фотографию на выдержках длиннее 400 получить трудно. Т.е. уже нужно подкручивать iso. У многих фотоаппаратов есть функция автоисо, когда можно задать пределы выдержки, после которой будет увеличиваться исо. На фудже я автоисо почти не выключаю.
    2) У разных объективов есть диафрагма, на которой выдаётся наиболее резкая картинка, и есть предел, после которого уже начинаются искажения. Найти спецификации объективов не трудно в интернете.
    P.S. Ой, как же я любила 50 мм на никоне! Чудесный полтинник!

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Спасибо за информацию о подобных функциях в фотоаппаратах Fujifilm. Отличное дополнение к статье.

      … Например, у nikkor 18-200 резкую фотографию на выдержках длиннее 400 получить трудно …
      Наверное, имелось ввиду, что на максимальном фокусном расстоянии объектива — 200mm выдержка не должна быть длиннее 1/400 сек.

      P.S. Nikon 50mm f/1.8G действительно очень хорош, наш любимый объектив.

      Ответить
      1. > имелось ввиду, что на максимальном фокусном расстоянии объектива — 200mm выдержка не должна быть длиннее 1/400 сек.

        Да, конечно.

        Ответить
        1. Евгений и Лариса:

          А как же стабилизатор? Nikon заявляет, что стабилизатор 18-200mm может компенсировать до 3,5 стопов по выдержке, т.е. снимать можно на выдержках в 10 длиннее, чем того требует объектив без стабилизатора.
          Есть такой фотограф и блоггер — Аркадий Шаповал (блог http://radojuva.com/). Он утверждает, что стабилизатор у Nikon 18-200mm работает довольно хорошо, и что ему удавалось делать снимки без смаза на фокусном расстоянии 200 мм при выдержке 1/30 секунды.

          Ответить
          1. Радоживу я, конечно же, знаю ) Сколько обзоров у него на блоге прочла 🙂 А про 200 мм и 1/30 — это как про сферического коня в вакууме. На моём опыте всё, что ниже 1/100 — мыло за невероятно редким исключением. Руки вроде не дрожащие, но увы. На полтиннике сделать кадр на 1/30 возможно, но не на 18-200.

            Ответить
  5. Очень полезные советы для путешественников. Ну, нет у них времени на ручные настройки для повышения качества фотографий. Я попросту перешла на автоматическую съемку. Результат, конечно, не всегда радует.

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Мы в путешествиях чаще всего снимаем в полуавтоматическом режиме — режиме приоритета диафрагмы. И в JPEG + RAW. Чтобы, в случае чего, можно было в RAW-конверторе попробовать спасти кадр.

      Ответить
    2. Марина, я так себе говорю: «Нет времени на то, чтобы Фотошоп начать изучать… Нет времени выполнять задания по развитию видения кадра…» И тоже результат не радует. 😉 Наверное, у нас с Вами просто нет серьезной, реальной потребности улучшить свои фотографии. 😉

      Ответить
  6. Ваши фотографии при любой обработке — шедевры)) А вы не выставляете свои фото на фотостоках? У меня тут в Швейцарии есть знакомая девочка фотограф, она этим очень хорошо зарабатывает и ее фото все время в каких-то известных журналах.

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Спасибо. На фотостоках свои фото пока не размещаем. Фотографии для стоков должны иметь коммерческий потенциал, да и не совсем понятно,сможем ли мы выводить заработанные средства в нынешних реалиях. Google заблокировал все аккаунты в Крыму. Может и со стоками такая же ситуация.

      Ответить
  7. Полезная статья, спасибо!

    Ответить
  8. Фотографии чудесны! Мне вот порой даже камеру бывает лень в путешествиях вытащить. Хватает простого смартфона с легким колдовством в приложении Snapseed.

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Спасибо.
      Нам больше нравится снимать на хороший фотоаппарат. Слишком заметна разница в качестве фотографий. Снимки со смартфона хороши для просмотра на смартфоне, но на большом экране становятся видны все недостатки, присущие камерам смартфона.

      Ответить
  9. И опять, фото высшей пилотаж. Взял себе на заметку все 5 способов.

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Спасибо. Удачных Вам фотографий.

      Ответить
  10. Чорт! Зачем Вы, Евгений, эту ссылку мне дали… Я только поборол болезнь фотографа «Синдром приобретения объективов». 🙂 А тут снова напомнили… Фотки, снятые на фиксы, смотрятся, как с другого фотоаппарата! 🙂 Знаю об этом, всегда обращаю внимание начинающих фотографов, что если есть мысли об апгрейде камеры, лучше начать с улучшения объектива. Но как вижу сравнительные картинки — слюнки текут. 🙂

    Хочу секрет открыть. Вы сказали, что успели поснимать на Никон Д5200 и на Никон Д7100 (от всей души поздравляю с новинкой!). Так вот, некоторым читателям очень хочется увидеть сравнительный обзор со снимками с обеих камер и отзыв об эксплуатации. 😉

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Спасибо.
      Идея, написать сравнительный обзор со снимками камер Nikon D7100 и Nikon D5200 и отзыв об их эксплуатации, тоже витала в голове. И хотя, опыт использования Nikon D7100, пока еще не большой, уже можно сделать вывод, что снимки, полученные на Nikon D5200 и Nikon D7100, при использовании одинаковых объективов и снятые в идентичных условиях, не отличаются. Но, по удобству управления Nikon D7100, конечно, на голову выше.

      Ответить
  11. Владимир:

    Здравствуйте, Лариса и Евгений!

    Хочу вас поблагодарить за статью об объективе Sigma 17-50. Очень своевременная и, в отличии от других авторов, понятная и написанная доступным языком: как мне кажется — у вас очень хороший слог. Хочу присоединиться к комментарию Сергея, где он просит вас написать обзор-сравнение для камер — Nikon D5000 или Nikon D5200 и Nikon D7100. Не могу согласиться, что они покажут одинаковый результат, хотя бы потому, что у них матрицы от разных производителей. Ещё раз большое спасибо за классный материал. Буду очень рад, если моё пожелание найдёт отклик в вашей деятельности.

    С уважением, Владимир.

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Здравствуйте, Владимир. Большое спасибо за Ваш отзыв. Нам очень приятно получать такие комментарии.
      Честно говоря, в наших ближайших планах не значилась статья «Nikon D5200 vs. Nikon D7100». Но, возможно, получится скорректировать график и таки написать этот обзор-сравнение. Скорее всего, не раньше осени.

      Ответить
  12. Владимир Лифуншан:

    Евгений и Лариса, доброго времени суток!

    С большим удовольствием прочитал Вашу статью об объективе Nikon 35mm f/1.8G. Я почти постоянно снимаю в режиме — приоритет выдержки, а теперь, после Ваших рекомендаций, начну пробовать режим М.

    Хочу присоединиться к автору комментария: Сергей от 24 ноября 2017 года в 21.04.
    Очень хотелось бы увидеть от Вас обзорный материал о том, как влияет работа объектива на разные фотокамеры. В частности на Nikon D7100. Жаль только, что Вы собираетесь это сделать лишь глубокой осенью.

    Если бы все фото эксперты и блогеры писали бы так, как Вы, то сколько бы качественных фотографий научились делать наши фотолюбители.
    Спасибо Вам, огромное за Вашу просветительскую работу и большой удачи в этом благородном деле.

    С глубоким уважением,
    Владимир Лифуншан.

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Здравствуйте, Владимир.

      Большое спасибо за такой мотивирующий отзыв на наши статьи. Мы чаще всего снимаем в режиме «приоритет диафрагмы», он, по нашему мнению, самый удобный. Все-таки, при съемке чаще приходится оперировать значением диафрагмы, а не выдержки. Ручной режим (М), как и режим «приоритета выдержки» используем в редких случаях.

      Статья об объективе Nikon 35mm f/1.8G частично содержит ответ на вопрос как ведет себя один и тот же объектив на разных камерах. В ней представлены фотографии, снятые на Nikon D5000, D5200, D5300 и D7100. Если не знать, какой кадр сделан на какой фотоаппарат, вряд ли можно заметить существенную разницу.

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика