Идем горами высокими, плывем морями широкими, форсируем реки глубокие… с фотоаппаратом наперевес
Поймала себя на мысли, что в моем понимании «пещерный монастырь» это не о подземелье речь. Дело в том, что в средневековье в Крыму монахи селились не под землей, а над землей – в пещерах, расположенных в толще отвесных скал. Таких пещерных монастырей было немало, Челтер-Коба один из них.
Пещерный монастырь Челтер-Коба находится в Бахчисарайском районе в 1 км от села Большое Садовое в толще юго-западного склона мыса Ай-Тодор. Это фактически окраина Бельбекской долины, над которой нависают три массивных скалистых мыса, похожие на трех выбирающихся из лесной чащи ящеров. Крайний слева – остроконечный мыс Куле-Бурун (Башенный мыс), на котором находится Сюйреньская крепость. Средний – мыс Ай-Тодор. Третий, самый западный – Джаниче-Бурун, название которого переводится, как «душевный, приятный мыс». Осенью прошлого года мы уже путешествовали в этих местах, тогда нашей целью была Сюйреньская крепость. На исходе этой осени мы отправились в пещерный монастырь Челтер-Коба.
Во избежание путаницы, которая кстати присутствует на некоторый сайтах, отмечу, что в Крыму два пещерных монастыря, название которых начинается словом «Челтер». Пещерный монастырь Челтер-Мармара находится в Балаклавском районе города Севастополя в 2-х километрах от села Терновка. Название «Челтер (Чилтер)» происходит от крымскотатарского слова «решетка, решето», а изъеденная пещерами скала очень похожа на решетку. В Челтер-Мармара мы не так давно побывали, и это подтолкнуло нас на поход в еще один пещерный монастырь Крыма – Челтер-Коба. Размеры Челтер-Коба намного скромнее, и он не производит такого потрясающего впечатления, какое испытывает человек, увидевший Челтер-Мармара издалека, так как в отличие от последнего расположен в лесной чаще, а не на безлесой горе. При этом он не такой суровый, можно сказать, даже уютный и притягивает к себе сотни прихожан и множество туристов.
Сейчас пещерный монастырь Челтер-Коба является не только памятником археологии, но и действующим мужским монастырем святого великомученика Феодора Стратилата Украинской православной церкви Московской патриархии.
Челтер-Коба с крымскотатарского дословно переводится как «решетка-пещера». Находится он в обрывистом склоне мыса Ай-Тодор, что в переводе с греческого означает «Святой Федор». Предполагают, что этот топоним сохранился еще со времен существования монастыря в средневековье, и Святой Федор считался покровителем монастырской обители. Неизвестно, о каком именно Святом Федоре идет речь, но, когда в начале 2000-х годов монастырь был возрожден, он получил имя святого великомученика Феодора Стратилата. Этот христианский святой, почитаемый в лике великомучеников, жил в конце III – начале IV века в Римской империи на территории современной Турции. Будучи стратилатом (военачальником) в городе Гераклее и активно проповедуя христианство, он имел много последователей, из-за чего был предан мученической смерти императором Ликинием. Святой Феодор Стратилат почитается покровителем христианского воинства.
Теплым ноябрьским днем, за две недели до начала зимы мы поехали в пещерный монастырь Челтер-Коба. Автомобиль оставили на южной окраине села Большое Садовое, откуда начинается пешеходный маршрут к монастырю. Автомобильная дорога уходит дальше в лес, но становится горной грунтовкой, которую осилит далеко не каждый внедорожник. Она с запада огибает мыс Джаниче-Бурун, делает приличный крюк и выходит на мыс Куле-Бурун к Сюйреньской крепости. К Челтер-Коба дорога не подходит, с нее сворачивает лесная тропа, ведущая к монастырю. Этот путь достаточно длинный. Есть более короткий, проходящий по дну оврага между мысами Куле-Бурун и Ай-Тодор, и выходящий к Челтер-Коба с противоположной стороны. Фактически, это закольцованный маршрут, которой можно использовать в качестве хорошего мини-тура выходного дня.
Мы выбрали более короткий путь к монастырю и вернулись по нему же обратно. Это хорошо утоптанная тропа сначала проходит по дну оврага Исар-Алтын-Дере, на развилке с установленным крестом она сворачивает вправо и далее по восточному склону балки Хор-Хор, огибая мыс Ай-Тодор, выходит к монастырю. Часть пути до креста – это общий маршрут к Сюйреньской крепости и Челтер-Коба.
Приближаясь к монастырю, тропа прижимается к отвесной скале. Таким образом, в отличие от Челтер-Мармара, подходя к Челтер-Коба, увидеть его издалека нет возможности. Эти два пещерных монастыря очень разные, но у них есть нечто общее – похожая история, вернее, отсутствие достоверной информации о ней, а только предположения.
Челтер-Коба был основан предположительно в период с VIII по XIII век. Если это произошло в VIII-IX веках, то скорее всего его основали иконопочитатели, бежавшие из Византии от преследований иконоборцев. В более поздние века он мог появится на рубежах княжества Феодоро и вместе с Сюйреньской крепостью быть его северным форпостом. Предполагают, что после захвата турками княжества в 1475 году монастырь опустел.
В средневековье внешний вид монастыря отличался от современного. Все пещеры были соединены деревянными лестницами и переходами, от которых в скале остались вырубки. Из 22 пещер, расположенных в четыре яруса, какие-то служили кельями, какие-то использовались в качестве хозяйственных помещений. Самая большая пещера естественного происхождения площадью около 150 квадратных метров являлась храмом. Она имеет скругленную по бокам форму. В ее стенах и полу вырублены различные ниши, пазы и углубления – прямоугольное углубление для алтаря, ниши и полки для икон, каменные скамьи вдоль стен, в полу несколько усыпальниц. Небольшое количество келий и их скромная площадь (в среднем около 7 квадратных метров) дает основание полагать, что в монастыре одновременно проживало не более 20 монахов. Сейчас здесь постоянно живет пять человек. В 2003 году, когда только началось возрождение монастыря, в пещерах какое-то время проживал только один монах – нынешний настоятель монастыря святого великомученика Феодора Стратилата отец Даниил.
В настоящее время помимо пещерного храма и нижних гротов оборудовано всего несколько пещер. Пещеры в верхних ярусах остаются зияющими черными дырами в отвесной скале. У монастыря нет заборов, его территория начинается лестницей, каменные ступени которой, наверное, еще помнят ступни древних монахов. Сразу за лестницей у большого раскидистого дерева обустроена звонница, самый большой колокол которой весит прямо на ветви.
Скалу у подножья прорезает длинный грот, в котором с помощью деревянных конструкций оборудовали хозяйственные и, возможно, жилые помещения. Слева также из дерева построена церковная лавка, через которую осуществляется вход в расположенный выше пещерный храм.
Перед входом в храм расположена большая каменная терраса, на которой собираются прихожане во время богослужений. Хоть храм достаточно просторный, он не может вместить всех, кто приходит сюда на службы по воскресеньям и праздникам. В основном приезжают из Севастополя, Симферополя, Ялты и других городов Крыма. В будни в монастыре безлюдно. Мы были в одиночестве, от чего это место казалось еще более чарующим.
Если не обращать внимания на внешнюю стену из прозрачного пластика и входную дверь со стеклопакетом, то внутри храма все гармонично – дерево и камень, душевно и невычурно. Свечи можно брать, оставив деньги самостоятельно. В храме очень много цветов, которыми в монастыре серьезно занимаются: на территории есть даже небольшая теплица для них.
Скальная терраса перед храмом сужается, и за достаточно опасным узким местом есть еще одна терраса с несколькими пещерами. Это очень интересное место, но из-за отсутствия ограждения там немного страшновато.
Вдоль длинного грота, прорезающего подножье скалы, тянется тропа, которая уходит дальше по склону балки Хор-Хор. Пройдя по ней около двух сотен метров, можно спуститься в небольшую ложбину под скальный навес, где находится святой источник. Монахи очень хорошо его обустроили. Помимо источника здесь есть святая купель. Пару лет назад был установлен изящный мостик.
Если следовать дальше по тропе, но можно дойти до подножья мыса Джаниче-Бурун, где под скалой расположены тарапаны – давильни винограда. Предположительно, винодельня принадлежала монастырю. Мы же до тарапанов не дошли, так как уже вечерело, и нужно было возвращаться.
Пещерный монастырь Челтер-Коба, в котором расположен действующий мужской монастырь святого великомученика Феодора Стратилата находится в Бахчисарайском районе в 1 км от села Большое Садовое в толще юго-западного склона мыса Ай-Тодор.
GPS-координаты: 44.630947, 33.831018.
На общественном транспорте:
Общественный транспорт в село Большое Садовое не ходит. Добираться нужно до Малого Садового. От остановки у поворота на Большое Садовое пройти до него по дороге через Бельбекскую долину около 400 метров. Далее по улице Санаторной дойти до южной окраины села. Оттуда начинается маршрут к Челтер-Коба. Подробный маршрут показан на карте.
На общественном транспорте добраться до села Малое Садовое можно из Севастополя, Симферополя и Бахчисарая, используя маршруты:
На личном транспорте:
Из Севастополя и Симферополя по трассе Таврида до поворота на Сирень. Дальше через Танковое до села Большое Садовое. По улице Санаторной до кафе, рядом с которым есть автомобильная стоянка.
Из Ялты через Ай-Петринский перевал по серпантину. Дальше дорога идет через села села Соколиное, Голубинка, Нижняя Голубинка, Куйбышево, Малое Садовое до Большого Садового.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новости блога
В красивом месте расположен пещерный монастырь. Природа впечатляет. А монастырский цветник просто шикарный.
Да, древние монахи умели выбирать, где жить и молиться. Мы были уже в нескольких пещерных монастырях и все они расположены в очень живописных местах.
В Челтер-Коба монахи — любители выращивать цветы, вот еще одна фотография цветника.
Красиво.
Монастырь конечно потрясающий. Судя по фото там стоит побывать и увидеть всё своими глазами. Уникально!
Вы правы, место весьма колоритное, рекомендуем к посещению. Дорога не сложная. Кроме того, экскурсию в монастырь можно совместить с прогулкой к Сюрейнской крепости. Она находится рядом, на соседнем мысе.