Как фотографировать в путешествиях. Часть 1

Я думаю, каждый человек, отправляясь в очередное путешествие, мечтает привезти не только положительные эмоции, воспоминания, сувениры, но и красивые фотографии. Почему же одним это удается, а другие привозят «плоские» невыразительные снимки, которые скучно смотреть.

О том, как фотографировать в путешествиях не пишет только ленивый. Поэтому, я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Просто делюсь своими собственными соображениями по данному вопросу, полученными опытным путем.

Что взять с собой помимо камеры, лежащей в удобной фотосумке или фоторюкзаке?

Зарядное устройство. Я думаю – тут комментарии излишни.

Запасной аккумулятор. Если вы хотите спокойно фотографировать, а не думать, на сколько кадров хватит заряда аккумулятора вашей камеры, то должны позаботиться о дополнительном питании для вашего фотоаппарата. И если вдруг что-то случится с основным аккумулятором, вы не будете бегать по незнакомому городу в поисках фотомагазина.

Карты памяти. Позаботитесь о том, чтобы у вас было достаточно места для сохранения снимков. Я не рекомендую использовать одну карту памяти большой емкости, лучше иметь несколько флешек небольшого объема. В случае повреждения одной из них, потеряется только часть снимков. Это лучше, чем приехать из отпуска вообще без фотографий. Лично я беру с собой четыре флешки объемом по 8 Гб. При съемке на Nikon D5000, разрешение матрицы которого 12 Мп, на 32 Гб помещается около 3000 снимков в формате RAW. Единственный минус – необходимо следить за количеством свободного места на флешке, иначе рискуете остаться без хорошего кадра.

Как-то в Люксембурге в небольшом городке Вианден при спуске на канатной дороге, откуда открывался отличный вид на Вианденский замок, мой фотоаппарат отказался снимать. Оказалось –  кончилось свободное место на карте памяти. Пока я заменил флешку, удачный момент был потерян.

Поэтому, если видите, что осталось снять несколько кадров – лучше вставить чистую карту памяти.

Как правильно фотографировать в путешествиях. Вианденский замок

Вианденский замок. Неудачный ракурс

Объективы. На мой взгляд для путешествия идеальна связка из двух объективов – светосильного зума с фокусным расстоянием 17-50 mm (для зеркальных камер формата DX, например – Sigma AF 17-50mm f/2.8 или Tamron SP AF 17-50mm f/2.8 – выпускаются практически для всех марок зеркальных камер) и телеобъектива 50-300 mm или 70-300 mm. Светосильный объектив позволит фотографировать в условиях недостаточной освещенности без вспышки. Например, в соборах, дворцах, музеях и других местах, где использование вспышки запрещено, или в вечернее время. А телеобъектив подойдет для съемки птиц и животных, удаленных объектов и репортажной съемки.

Как вариант, можно использовать один универсальный зум-объектив с фокусным расстоянием 18-200 mm или 18-300 mm. Для системы Nikon, например, Nikkor 18-200mm f/3.5-5.6 или Nikkor 18-300mm f/3.5-5.6. Хорошим вариантом будет Tamron AF 18-270mm f/3.5-6.3 – выпускается для систем Nikon, Canon, Sony, Pentax.

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием я бы не советовал брать. У вас не всегда будет возможность поменять точку съемки, чтобы удачно скомпоновать кадр.

Как правильно фотографировать в путешествиях. Сафари - парк "Тайган"

Страус. Крым. Сафари — парк «Тайган»

Фильтры. Ультрафиолетовый — защитный фильтр советую использовать всегда. Помимо того что ультрафиолетовый фильтр позволяет избавиться от синеватой дымки на фотографиях, он еще служит защитой для передней линзы объектива. Новый фильтр обойдется вам гораздо дешевле нового объектива или его ремонта. Бленда тоже помогает защитить переднюю линзу объектива от повреждений, особенно, в многолюдных местах.

В некоторых случаях полезен поляризационный фильтр. Небо получается более насыщенного синего цвета, облака приобретают дополнительную фактуру. Также поляризационный фильтр позволит избавиться от бликов, например, на стекле витрины или водной глади.

Нейтральносерый фильтр поможет при фотографировании водопадов, рек или морских пейзажей, когда хочется получить эффект размытия воды при съемке на длинной выдержке. Для такой съемки вам понадобиться еще и штатив.

Как правильно фотографировать в путешествиях. Брюгге

Кондитерский магазин в Брюгге. При использования поляризационного фильтра удалось бы избежать бликов на стекле

Штатив. Лично я всегда беру собой штатив, даже если не уверен, что будет возможность его использовать. Вечерние и ночные фотографии посещаемых городов будут достаточной наградой за лишний вес багажа и определенные неудобства.

Если берете штатив, не забудьте пульт дистанционного управления камерой или тросик спуска затвора. Это поможет избежать нежелательной тряски камеры при съемке на длинной выдержке. Пульт, конечно, более универсален – можно снимать автопортреты. Причем, не обязательно приобретать фирменный. Стоимость пульта для Nikon D5000 начинается от 40 $. Вполне подойдет его китайский аналог, он достаточно хорошо справляется с поставленными задачами. Я купил такой на интернет-аукционе eBay всего за 3 $ вместе с доставкой.

Как правильно фотографировать в путешествиях. Люксембург

Ночной Люксембург

О том что и как фотографировать поговорим в следующих статьях.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Подпишитесь на новости блога

Обсуждение: 57 комментариев
  1. Ах! Мне бы такие возможности (я про фотоаппарат и ровные руки).
    Спасибо большое за такие полезные и скурпулезно описанные советы!
    Обязательно постараюсь осуществить свои мечты о хорошей аппаратуре и качественных снимках!

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Это дело наживное. Фотоаппарат можно купить. А постоянная практика и желание фотографировать — залог хороших снимков.

      Ответить
  2. Зум-объектив — это хорошо, вот только мой Nikkor 50-300 сильно мылит временами. Вот прямо каждый раз фотографирую и не знаю, получится ли серия снимков четкими или в мыле. Чего делать-то? ISO вроде стараюсь сильно не занижать, слежу, чтобы время выдержки было в три раза больше фокусного расстояния. Ну правильно вроде делаю, в чем же проблема?

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      На некоторых объективах на предельных значениях диафрагмы или фокусного расстояния изображение может замыливаться. На недорогих зум-объективах эта проблема иногда проявляется на максимальном фокусном расстоянии, когда вы снимаете на максимально открытой диафрагме. У каждого объектива есть диапазон диафрагменных чисел, на которых он снимает наиболее резко. Я бы рекомендовал, выяснить такой диапазон для вашего объектива и придерживаться этих значений диаграфмы.

      Что касается выдержки. Чтобы кадры выходили резкими, время выдержки рассчитывается по формуле 1/ЭФР. Где ЭФР — эффективное фокусное расстояние. Например, для 300 mm на камерах Nikon формата DX(кроп-фактор 1,5), ЭФР составляет 450 mm, соответственно, выдержка составит 1/450 с или короче. Если объектив оборудован системой стабилизации изображений, то время выдержки можно увеличить. Современные системы стабилизации обеспечивают выигрыш в 3 стопа, т.е. выдержку можно увеличить в 8 раз. Тогда для 300 mm выдержка составит ~ 1/60 с. Чем короче выдержка, тем выше приходиться поднимать значение ISO (при тех же значениях диафрагмы), что способствует увеличению шума. Если не увеличивать ISO, придется открывать диафрагму, а на максимально открытой диафрагме, как говорилось ранее, может происходить замыливание снимков.

      Вывод: старайтесь использовать минимально возможное значение ISO и избегайте граничных значений диафрагмы.

      Ответить
      1. Объектив Nikkor 55-300 действительно мылит при фокусных расстояниях выше 210 мм или при значениях диафрагмы ниже f/6.3 на любых фокусных расстояниях. Оптимально-резкое изображение получается при f/8 — f/11.

        Ответить
        1. Евгений и Лариса:

          Неужели у Nikkor 55-300 все так плохо при фокусных расстояниях выше 210 мм.

          Ответить
          1. Увы, именно так. Начиная с 210 мм у Nikkor 55-300 заметно начинает возрастать уровень хроматических аберраций. Именно это вызывает замыливание картинки, особенно на высококонтрастных сюжетах. Подобная «болезнь» наблюдается практически у всех недорогих зум-объективов с большим коэффициентом увеличения.

            Ответить
  3. Отличные советы! Спасибо, пойду как раз аккумулятор поставлю на зарядку. :))
    Подскажите, пожалуйста, каким по вашему мнению должен быть штатив? Я тут на днях села выбирать штатив, чтобы снимать видео себя в путешествии, и глаза разбежались. Если хороший какой-то, то дорогой и тяжелый, а мне тяжелый не хотелось бы с собой возить. Вы как-то писали, что ваш штатив весит 2 кг. Какими на ваш взгляд первоочередными свойствами должен обладать штатив?

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Штатив должен выдерживать необходимую вам нагрузку. Я думаю, в вашем случае подойдет штатив с нагрузкой от 2 до 4 кг, в зависимости от того сколько весит ваша техника.

      Определитесь насколько часто вам нужно использовать штатив. Если регулярно, то приобретайте надежный штатив из более качественного материала (титан, магний, карбон), например фирм Manfrotto, Benro. Если от случая к случаю, то можно использовать штатив эконом-класса из пластика и алюминия, например, Velbon.

      Для съемки видео полезно если у штатива будет удобная длинная ручка поворота головки с плавным ходом.

      Из недорогих посмотрите штативы Velbon C-400/F, Velbon C-500/F и Velbon C-600/F. Они довольны удобны для съемки видео. Вес штативов 1.3 кг, 1.7 кг и 2 кг — соответственно, максимальная нагрузка 2, 3 и 4 кг. Цена колеблется в районе 50 $.
      Если готовы потратить в районе 100-130 $, то посмотрите Vanguard Alta+ 203AP(вес 1.4 кг, нагрузка 2 кг) или Velbon Sherpa 600R/F (вес 2.1 кг, нагрузка до 4 кг). Так же у них есть возможность смены штативной головки на более продвинутую.

      Ответить
      1. Ого! Большое спасибо за такой развернутый ответ! Буду думать. 🙂

        Ответить
    2. Мне недавно открыли глаза на супер штатив для путешественников — Tamrac ZIPSHOT

      http://www.youtube.com/watch?v=mb7qehlREIg

      Для зеркалки его не хватит, а вот для беззеркалки или видео-камеры — просто идеальный тревел вариант.

      Ответить
      1. Да даже если беззеркалка с нормальным объективом (Canon EOS M), то тоже не хватит. Тут выбор или легко нести или держит нормально. Причем и то и то как-то не получается, даже с довольно дорогими штативами (

        Ответить
        1. Согласен, что это борьба компромиссов.
          Но ведь и зеркалка удобнее любой беззеркалки, но мы все равно смотрим в их сторону, чтобы меньше таскать.
          Со штативом такая же история. Нормальный штатив, который будет держать вашу камеру как гранит, весит 3-5 кг. Ну никто не хочет путешествовать с таким грузом )))

          Ответить
          1. Евгений и Лариса:

            Компромисс все-таки существует. Мы недавно приобрели новый штатив Benro A350. Весит он около 1.4 кг, максимальный вес, который может выдержать — 4 кг. Во всяком случае наш Nikon D5000 с объективом Nikkor 18-105 мм (объектив довольно тяжелый — около 0.5 кг) держит отлично. Если сильный ветер, можно утяжелить штатив, повесив сумку или рюкзак на специальный крючок.

            Ответить
            1. У меня у самого отличный тревел штатив HorusBennu 1128TT с головой LX-T1 (весит столько же сколько ваш, но выдерживает до 6 кг). Он хоть и всего 40 см в сложенном состоянии, но это всё равно немало и дополнительные 1,5 кг веса… 🙂

              Ответить
  4. Судя по тому что у страуса на голове видно каждый волосок, понимаешь, советы вы даете из личного опыта!)))

    Ответить
  5. Эллина:

    Вау! Сколько всего придумано… Мне думается, что надо смотреть по профессионализму и возможностям.

    Ответить
  6. Алекса:

    Спасибо Вам за работающие советы, основанные на личном опыте. Очень знакома ситуация с картой памяти и с фиксом, который (о, как он мог?!) отказался менять фокусное расстояние в нужный мне момент. Забывчивость иногда играет с нами злые шутки.

    Мне вообще в последнее время с фото не везет — то фотик подтоплю, то зарядку не ту возьму, то карту памяти дома оставлю.

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Главное — не забывать дома хорошее настроение и все будет ok!

      Ответить
      1. Aleksa:

        О, да ) и еще зарядить телефон, так как отдуваюсь им!

        Ответить
  7. У вас отличные фотографии! Потрясающее изображение Люксембурга)) И не грех брать у вас уроки))

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Спасибо. Заходите почаще. Всегда рады гостям.

      Ответить
  8. Тросик или пульт можно заменить отложенным спуском на 2-10 секунд . Тоже помогает гасить вибрации от нажатия кнопки. В остальном примерно так и носим все, только аккумов штуки по 3 на каждую тушку 😀 — а то ночи в палатке им не сильно нравятся. Например, на пешку в Карпатах нам с трудом хватило 6 аккумов… Ну и плюс всякие ленспены, тряпочки и т.п. мелочи

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Согласен, тросик или пульт можно заменить отложенным спуском, но это не всегда бывает удобно. Иногда, заранее не знаешь в какой момент будешь делать снимок.

      Если в путешествии нет доступа к электросети, тогда, конечно, 2 аккумулятора будет мало. Ведь в палатке нет розетки. 🙂

      Lenspen’ы, тряпочки и жидкость для чистки объектива мы тоже всегда берем.

      Ответить
  9. А у меня с картой памяти проблем нет, купила на 32 Гб и больше голова не болит, а вот батарея дополнительная очень нужна. Советы хорошие, но для более посвященных, давно хочу научиться искусству фотографировать, но как начинаю искать информацию в интернете только путаюсь. Для меня все эти фильтры и зумы, темный лес и никак не пойму, что значит фотографировать с выдержкой, может объясните на доступном для меня языке))).

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Насчет использования одной карты памяти мы упоминали в начале статьи. На наш взгляд это не совсем правильно, существует опастность потери всех снимков.

      Что касается вопроса «что значит фотографировать с выдержкой», то он не вполне понятен. Фотоаппарат всегда делает снимок с какой-то выдержкой. Выдержка — это время, в течение которого через объектив на матрицу фотоаппарата попадает свет. От величины выдержки зависит получится снимок резким или нет. Если вы фотографируете в автоматическом режиме, то камера сама определяет выдержку, необходимую для получения резкого кадра, и вам не надо об этом задумываться. Если хотите научиться сами определять нужную выдержку, то необходимо учитывать еще несколько параметров — диафрагму, ISO(чувствительность), фокусное расстояние. Вкратце: более короткая выдержка позволяет заморозить движение — используется при съемке спортивных событий, летящих птиц, быстро движущихся предметов, бегущих людей и т.д.; более длительная — размыть, например, используется для получения эффекта размытия текущей воды или светящих полос от движущихся автомобилей ночью.

      Ответить
      1. Спасибо за такой развернутый ответ! Если я снимаю движущиеся предметы или людей, устанавливаю соответствующий режим. А если ручная настройка не авто, это значит нужно кнопку нажатия затвора нажать не до конца и удерживать?

        Ответить
        1. Евгений и Лариса:

          Чтобы установить нужную выдержку необходимо перейти в режим «приоритета выдержки» (обозначается буквами «S» или «Tv») и выбрать необходимое значение. А при нажатии кнопки спуска затвора до половины, камера фиксирует экспозицию (значение выдержки, выбранное вами, диафрагмы и ISO) и фокусируется на объекте съемки.

          Ответить
        2. Тань, мы с тобой блондинки те еще в фотографии 😉

          Ответить
          1. И не говори, для меня химия легче, чем все эти зумы и выдержки…надо срочно на курсы по фотографии идти.

            Ответить
            1. Таня, так как, ходила на курсы? 😉

              Ответить
          2. Да ладно, всему свое время. Пока и репортажные фотки сойдут в стиле «мы тут были» 🙂

            Ответить
      2. Евгений, получается, если стоит режим авто, то обо всем этом можно не думать?

        Ответить
        1. Евгений и Лариса:

          Совершенно верно. В режиме авто фотоаппарат все параметры съемки определяет и устанавливает сам. Остается только нажимать на кнопку спуска затвора. Другое дело, что этот режим не всегда позволяет получить именно то, что Вы хотели.

          Ответить
    2. О, Татьяна, мои вопросы — у меня все то же самое 🙂

      Ответить
  10. Я бы еще добавила — взять с собой небольшой компакт. У меня был случай в Пушкиногорье — сломалась зеркалка. Компакт очень выручил. Да и бывают ситуации, когда нужно что-то снять не привлекая внимание. Тогда идеально подойдет компакт или даже камера мобильника с отключенным звуком.

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Когда фотоаппарат выходит из строя — это форс-мажор. Но, все-таки, компакт — не наш выбор — посредственное качество фотографий, отсутствие RAW формата. Тогда лучше использовать смартфон. Камеры современных смартфонов по качеству фотографий на уровне недорогих компактов.

      Ответить
  11. Фотки у вас — супер! Мне ещё учиться и учиться. Хотя и объективов сменных у меня нет, да и зеркалка простенькая. Но мне пока хватает (хотя и не всегда). Для меня фото в первую очередь — это записная книжка моих путешествий, а уже потом искусство. Все не могут быть фотохудожниками, хотя и очень хочется. 🙂

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Спасибо. Мы сами еще учимся. Наши первые фотографии из поездок были, в основном, уровня «я здесь был». Уже потом пришло увлечение фотографией. И желание снимать так, чтобы фотографии нравились не только нам, но и друзьям, знакомым.

      Ответить
      1. Тому, что вы сами ещё учитесь — я не удивлена. Все талантливые люди всю жизнь учатся — потому и талантливы. Удачи в творчестве! И больше пишите о фотографии в путешествиях!

        Ответить
  12. О! Как обидно, когда простые и нужные ответы на вопросы находишь после того, как сам их «рожаешь». Но так давно простых советов не находил — большинство пытаются показать себя умными 🙂

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Цикл статей «Как фотографировать в путешествиях» задумывался специально для того, чтобы помочь другим избежать ошибок. Очень обидно, когда из-за какой-то мелочи упускаешь возможность снять отличный кадр. Вдвойне обидно, если это происходит в месте, куда, возможно, больше не попадешь.

      Ответить
  13. Спасибо за хороший обзор. Мы тоже прикупили штатив, вечерние фото получаются намного лучше чем с рук. С удовольствием ждем следующего поста о том как и что фотографировать))

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Штатив — незаменимая вещь для вечерних и ночных съемок.

      Ответить
      1. А почему? Как штатив на это влияет?

        Ответить
        1. Евгений и Лариса:

          Для того, чтобы в условиях недостаточного освещения (вечером или ночью) получить хороший кадр, нужно либо увеличивать выдержку — длительность времени в течении которого на матрицу фотоаппарата попадает свет, либо повышать значение чувствительности ISO. При повышении чувствительности на фотографии будут появляться артефакты, так называемый шум. А если установить длинную выдержку и снимать с рук, кадры будут получаться нерезкими, смазанными. Это происходит из-за того, что человек не может неподвижно держать фотоаппарат. Вот тут-то и приходит на помощь штатив. Он позволит Вам установить небольшое значение ISO (чтобы не допустить появления шума) и нужное значение выдержки, не боясь получить нерезкие кадры.

          Ответить
  14. Олег (Экстремальный туризм):

    Долгое время был без своей рабочей камеры, снимал только подводной, сейчас вот скоро вернется камера, уже заказал 2 новых батарейки, а то с одной никуда, в дальние походы так даже 2-3 беру плюс вкладыш под пальчиковые в грип. 🙂
    А вот вместо штатива иногда использовал палки-ходилки с болтом на ручке 🙂 получается некий монопод 🙂

    Ответить
  15. Марат:

    Согласен полностью, всегда хочется привезти с отдыха кучу отличных фотографий, которыми можно поделиться с близкими. Будем пользоваться советами и овладевать техникой!)

    Ответить
  16. Наталья:

    Фотки просто шикарные! Очень приятно смотреть на таком сайте именно их! Красивые фото сохранят и память о путешествиях!

    Ответить
  17. Lucky:

    Ночной Люксембург — очень красиво!!!

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Дневной Люксембург тоже очень красив. Следите за обновлениями.

      Ответить
  18. Спасибо за статью, буду дерзать ))

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Удачи.
      Рекомендуем, также ознакомиться со статьей «Как фотографировать в путешествиях. Часть 3. Композиция». Там очень много практических советов.

      Ответить
  19. Спасибо за профессиональные советы. Я как-то пробовала фотографировать с блендой, но мне абсолютно не понравилось качество снимков. Может быть я что-то не так делаю… Буду читать Вашу рубрику и черпать новое для себя.

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Бленда в первую очередь предназначена для защиты снимков от бликов — так называемых «зайцев» — возникаюших от паразитных боковых засветок. По этому в яркий солнечный день либо при ночной съемке (чтобы защититься от нежелательного света фонарей) лучше использовать бленду.
      Еще одна из функций бленды — защита передней линзы объектива от прикосновения жирных пальцев, веток, ударов, влаги и механических повреждений.
      Если бленда идет в комплекте с объективом, вряд ли она может быть причиной плохих фотографий. Хотя, как-то мы столкнулись с ситуацией, когда бленда была не «родная», покупалась отдельно и на некоторых фокусных расстояниях фотографии получались с темными углами, причиной возникновения которых была как раз бленда.

      Ответить
  20. А мне кажется тяжело таскать с собой штатив……

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Конечно, штатив — это дополнительный вес. Но для любителей вечерней и ночной съемки, к которым относимся и мы, это необходимый аксессуар для получения качественных фотографий. К тому же тут все зависит от веса вашего фотоаппарата. Если он небольшой, можно использовать не слишком тяжелый штатив.

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика