Как фотографировать в путешествиях. Часть 3. Композиция

Если провести эксперимент – попросить начинающего фотографа и достаточно опытного сделать снимок одного и того же места примерно с одной точки. То, посмотрев на фотографии, можно будет с большой уверенностью сказать, какой из снимков принадлежит новичку. Как вы думаете, почему? Ответ – прост. Опытный фотограф, как правило, при построении кадра использует правила композиции. А человеческий глаз привлекают изображения, созданные по определенным законам.

В любой художественной школе преподают основы композиции, а ведь слово «фотография» переводится с древнегреческого – «пишу светом», то есть рисование светом. Так почему же, живописи необходимо учиться, а многие, взяв в руки фотоаппарат, считают, что у них тут же получится шедевр. Я довольно часто встречаю в интернете статьи на тему, что в фотографии нет никаких правил. И что следование каким-либо правилам – это прямой путь к получению шаблонных снимков, а фотография – это искусство. Но, я считаю, что знания лишними не бывают. Одни люди смогут использовать правила композиции для заполнения семейного фотоальбома привлекательными снимками, которые будут с удовольствием рассматривать сами и показывать родным и знакомым, а для других эти знания могут стать отправной точкой для получения действительно великолепных фотографий. Вообще, о композиции написаны целые книги. В этой статье мы с вами рассмотрим правила, которые чаще всего используются в фотографии и наиболее просты для применения.

Золотое сечение

Правило «золотого сечения» известно с древнейших времен, его изучали еще Евклид и Леонардо да Винчи, им пользуются художники. Оказывается, что располагая объект съемки в определенных точках, можно привлекать внимание зрителя. Этих точек четыре и определить их местонахождение можно следующим образом. Мысленно накладываем на фотографию сетку 8х8. В узлах пересечения третьих от каждой стороны линий находятся точки «золотого сечения».

Композиция в фотографии. Правило "золотого сечения"

Правило «золотого сечения»

Правило третей

В фотографии чаще всего используется упрощенное правило «золотого сечения», так называемое правило третей. При этом кадр делится воображаемыми линиями на три равные части по горизонтали и вертикали. Располагая значимые объекты съемки в точках пересечения или вдоль воображаемых линий, вы гарантированно привлечете внимание к снимку.

Композиция в фотографии. Правило третей

Графская пристань. Севастополь. Правило третей

Правило третей, как и правило «золотого сечения», часто применяют при съемке пейзажей. Располагая линию горизонта вдоль одной из линий, делящих кадр, вы с большой долей вероятности получите гармоничный снимок. Вдоль какой линии располагать горизонт зависит от того, что вы ходите выделить на своей фотографии – безбрежную гладь моря или штормовое небо, а может цветочный ковер, уходящий вдаль.

Как фотографировать в путешествиях. Правило третей в пейзаже

Западное побережье Крыма. Правило третей в пейзажной фотографии

Многие современные камеры позволяют включить в видоискателе или на жидкокристаллическом экране фотоаппарата сетку, имитирующую правило третей. Не упускайте возможность пользоваться этой подсказкой. Если во время съемки вам не удалось правильно скомпоновать кадр, не отчаивайтесь. Есть возможность произвести кадрирование на этапе обработки снимка. Инструмент «кадрирование» в Adobe Photoshop содержит сетки, имитирующие не только правило «золотого сечения» и правило третей, но и правило «золотой спирали» и другие. Для фотографов, привыкших обрабатывать RAW-файлы, такие же возможности предоставляет Adobe Lightroom.

Диагонали

Использование диагональной композиции в кадре – один из самых эффективных приемов в фотографии. Суть этого приема состоит в том, что объекты съемки располагаются по диагонали кадра. Различают нисходящие и восходящие диагонали. При этом, композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему считается спокойной или медленной (восходящая диагональ), а противоположная – от левого верхнего к правому нижнему – более динамичной или быстрой (нисходящая диагональ).

Правила композиции в фотографии. Диагонали

Динамичная диагональ. Создается впечатление, что катер несется на огромной скорости

Так же диагонали довольно часто используют для того, чтобы привести взгляд зрителя к значимому объекту съемки.

Композиция в фотографии. Диагонали

Заансе-Сханс. Нидерланды. Канал ведет взгляд зрителя к мельнице на заднем плане

Расположите линейные элементы фотографии по диагонали – дороги, тропы, ручейки, ограждения и др., и почувствуете – вас буквально втягивает в снимок.

Как фотографировать в путешествиях. Диагонали

Парк «Кёкенхоф». Нидерланды. Дорожка с цветочными клумбами буквально затягивает в фотографию

Контраст

Когда мы смотрим на фотографию, наш взгляд в первую очередь привлекает самая контрастная часть кадра. Там, где соседствуют яркие, насыщенные, но разные по тону цвета. При этом если цвета на снимке сочетаются друг с другом, возникает цветовая гармония. Старайтесь фотографировать более светлые объекты на темном фоне и, наоборот, темные на светлом. Не снимайте людей на желтом или коричневом фоне, цвет фотографии получится неестественным. По возможности, не используйте пестрый фон, он будет отвлекать внимание зрителя от основного объекта съемки.

Правила композиции. Контраст

Никитский ботанический сад. Крым. Контраст в фотографии

Контраст наряду с «золотым сечением» и диагональной композицией является одним из главных изобразительных элементов в фотографии.

 Резкость

Привлекать внимание к главному объекту съемки можно не только с помощью цветового контраста, но и используя эффект малой глубины резкости. Ведь человеческий взгляд безошибочно выделяет наряду с самым контрастным и самый резкий объект в кадре. Используйте максимальное фокусное расстояние, пошире раскройте диафрагму и сфокусируйтесь на объекте съемки. Тем самым вы размоете фон и выделите смысловой центр фотографии. Такой прием очень часто используют при съемке портретов, цветов, макросъемке.

Композиция в фотографии. Резкость

Ирисы. Балаклава. Взгляд привлекает в первую очередь самый резкий объект

Ракурс или точка съемки

Многие начинающие фотографы снимают с высоты собственного роста с уровня глаз. Иногда это оправданно. Но, попробуйте присесть, например, при съемке пейзажа или городских джунглей. И вы увидите, как трава, изгибающаяся под порывом ветра или брусчатка улиц старинных городов, появившиеся на переднем плане, разнообразят ваш снимок. Появится ощущение, что вы – лилипут, попавший в страну великанов. Если же использовать высокую точку съемки, то наоборот, все вокруг будет казаться маленьким, а вы станете гигантом.

Как фотографировать в путешествиях. Точка съемки

Окрестности Большого каньона Крыма. Ощутите себя крохотным

Несколько простых правил для получения гармоничных фотографий:

Правила композиции. Ракурс и точка съемки

Рыжик. Портрет. Снимайте животных с высоты их роста

 Направление

Мы привыкли читать слева направо (если говорить о европейцах). В таком же направлении наш взгляд скользит и по фотографии, как бы навстречу объекту съемки. Располагая смысловой центр фотографии в правой части кадра, вы создадите более гармоничное изображение.

Правила композиции. Направление

Неизвестная собака. Портрет. Располагайте смысловой центр фотографии с правой стороны

Движение в кадре

Еще один из изобразительных приемов фотографии – показать движение в кадре. Фотография сама по себе статична и способна только заморозить движение в определенный момент. Поэтому необходимо запечатлеть объект именно в тот момент, когда он займет характерное положение, передающее движение. Лучше всего для этого использовать режим серийной съемки.

Как фотографировать в путешествиях. Движение

Амстердам. Нидерланды. Городское движение

Еще один способ передать движение в кадре – использовать технику съемки с проводкой. В этом случае главный объект съемки остается резким, а фон как бы размазывается в направлении, противоположном движению объекта, за счет чего создается эффект движения.

Правила композиции в фотографии. Движение

Проспект Нахимова. Севастополь. Съемка с проводкой

Не забывайте при съемке движущегося объекта, оставлять свободное пространство перед ним. Очень некрасиво смотрится фотография, на которой, например, мотоциклист въехал передним колесом, как в стену, в одну из сторон кадра. Или идущий человек, пинающий, возникшую перед ним, границу фотографии. Старайтесь делать так, чтобы объект съемки как бы входил в кадр, а не выходил из него.

 Ритм и структура

Существует мнение, что понятие ритма относится исключительно к музыке. Но, оказывается в фотографии, тоже существует ритм. Оглянитесь вокруг – деревья, растущие в ряд; структура кирпичной кладки стены; волны, накатывающиеся на берег; ряды колонн древних храмов; даже, ступени лестницы. Все они создают своеобразный повторяющийся рисунок. Нужно только уметь разглядеть его, запечатлеть в кадре и фотография «зазвучит». Замечайте не только чередование предметов, но и цветовых контрастов – темное-светлое, или смысловых – твердое-мягкое, тяжелое-легкое. Все ограничивается лишь вашей фантазией и умением замечать интересное в обычных на первый взгляд вещах.

Композиция в фотографии. Ритм и структура

Михайловский равелин. Севастополь. Ритм в фотографии

Равновесие

Наверняка, при взгляде на некоторые фотографии у вас возникало ощущение некого дисбаланса. Как будто на снимке чего-то не хватает или, наоборот, что-то лишнее. Чтобы этого не происходило, старайтесь не размещать все объекты в одной половине кадра. Располагайте объекты в разных частях так, чтобы они соответствовали друг другу по объему, размеру и тону. Если же на этапе съемки этого сделать не удалось, при последующей обработке можно избавиться от пустого пространства, не содержащего смысловой нагрузки, или лишних объектов, путем кадрирования снимка. Как правило, от этого фотография может только выиграть.

Правила композиции. Равновесие в фотографии

Культурный комплекс «Корабел». Севастополь. Равновесие в фотографии

Цель любого из правил композиции – создание гармоничного изображения. Но для того чтобы сделать интересную фотографию следует думать сразу о нескольких моментах:

Но об этом, в следующей статье.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Подпишитесь на новости блога

Обсуждение: 32 комментария
  1. Спасибо большое! Как всегда очень нужные и дельные советы. Про золотое сечение и правило третей уже я знаю, а вот про диагональную съемку прочитала с интересом. Съемки с проводкой наверное не все фотоаппараты могут делать? Очень интересно получается. Нажала все соцсети, пусть побольше людей узнают, как фотографировать в путешествиях.

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Съемку с проводкой можно осуществить любым фотопаппаратом, который имеет режим приоритета выдержки.

      P.S. Отдельное спасибо за рекламу в соцсетях.

      Ответить
      1. Опять эта выдержка!))) Ну мне нужно пальцем видимо ткнуть, чтоб я поняла, как ее настраивать… Я уже 10 раз фотик перенастраивала, фото из последней поездки получились 50х50, то резкость пропала, то цветопередача минимальная. Надо отнести к специалисту, чтоб он мне все настроил.

        Ответить
        1. Евгений и Лариса:

          Для начала, лучше всего, тщательно изучить инструкцию к вашему фотоаппарату. Там, скорее всего, есть отдельный раздел, посвященный режимам съемки. А дальше, практика, практика и только практика…(сухая теория мало, что дает). И все у Вас получится.

          P.S. Если что будет непонятно, спрашивайте. Поможем.

          Ответить
          1. Спасибо ребята! С Вами бы реально пообщаться))). А в инструкции только общие технические сведения и ничего более. Надо в интернете покопаться.

            Ответить
            1. Режим приоритета выдержки обычно обозначается буквой S на переключателе. Но я бы рекомендовала для начала снимать на режиме Р (типа полуавтомат) и попробовать играться с экспозицией.

              P.S. Кстати, именно по твоей, Таня, ссылке в G+ я сюда и попала… так что работают кнопочки 🙂

              Ответить
              1. Что то этот коммент мне не пришел на почту… Спасибо Оль за совет! А +1 конечно работает, у ребят очень полезная информация, почему бы не поделиться)))

                Ответить
  2. Качественно, доступно, просто, великолепно, сжато, без «воды»!!! Все правила композиции в одной статье… просто нет слов. Так держать!

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Спасибо! Выходит, не зря статью писали.

      Ответить
  3. Спасибо за статью!
    Как сказал один мой приятель, «правила нужно знать хотя бы только для того, чтобы знать как их правильно нарушать». Иногда ведь и кадр с заваленным горизонтом цепляет, нужно только заваливать правильно 🙂

    Жаль в обзор не попало правило спиралей. Оно бы прекрасно его дополнило.

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Мы подумали, что и так загрузили читателей разными правилами.

      P.S. На 100% согласны с высказыванием Вашего приятеля.

      Ответить
  4. Отличные фотографии! И очень нужные инструкции. Хотя я подчас, даже зная их, вынужденно нарушаю — в путешествии какие-то кадры получаются на бегу. И потом скадрировать, обрезать лишнее не особенно получается 🙁

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Когда торопишься, бывает и такое. Но, кам кажется, со временем приходит сноровка. Даже не глядя в видоискатель, уже представляешь себе, как будет выглядеть очередной кадр.

      Ответить
  5. Вся статья для меня очень актуальна. Хотя я снимаю уже долго-долго, но вплотную никогда не занималась изучением правил, всё больше интуитивно происходило. Теперь понимаю, что это за линии в видоискателе фотоаппарата! И заинтересовалась правилом спиралей — что это такое?

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Небольшой нюанс по поводу сетки в видоискателе Nikon D5000. К сожалению, она не имитирует правило третей, так как поле видоискателя разбито на четыре части по вертикали и горизонтали, а не на три. Основное предназначение этой сетки — выравнивание горизонта.
      Что касается «золотой спирали». Это правило, согласно которому, главные объекты в кадре располагаются по спирали, либо взаимодействуют с ней.

      Ответить
      1. Да, действительно — на четыре части. Эх, моя невнимательность.

        Ответить
  6. Андрей:

    Фотографии очень понравились, и огромное спасибо за инструкции.

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Пожалуйста. Заходите почаще.

      Ответить
  7. Эллина:

    Евгений и Лариса, спасибо за мастер-класс, для меня он очень полезен. Какие-то вещи знаю и применяю, а некоторые — открытие, как и перевод слова «фотография». 🙂

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      На мастер-класс, пожалуй, наша статья не тянет, но надеемся, что с ее помощью, наши читатели смогут улучшить свои фотографические навыки.

      Ответить
  8. Нина:

    Очень полезный пост. Много хитростей, о которых я не знала.
    А то, приезжаю из путешествий и… хватаюсь за голову, разглядывая фотографии. Тут горизонт завален, тут удачный кадр в кадр не вошел. 🙂 И ведь уже не вернешься, не переснимешь. Вот уж эта обманчивая простота фотографирования…

    Ответить
    1. Простите, что вклиниваюсь. Нина, отправила комментарий в твой рассказ «О проекте», он не появился.

      Ответить
  9. Невероятно красивые фото! Мне ещё учиться и учиться…

    А ваши материалы о фотографии читаю всегда с интересом. Как, впрочем, и все другие. 😉 Спасибо!

    Ответить
  10. Спасибо, хоть и считаю себя профи, но про золотое сечение не слышал, теперь буду использовать этот приём.

    Ответить
  11. Вам бы фото-школу свою открывать надо! Благодарю, очень познавательная и информативная статья. Многое почерпнул для себя. Успехов!!!

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Спасибо.

      Ответить
  12. Отличные советы и просто замечательные фотографии. Сразу обратила внимание, что у вас на сайте очень сочные и цельные фотографии, поэтому все ваши статьи про фото прочитаю обязательно. Большинство этих правил мне знакомы, но одно дело знать, а другое применять) Тут действительно, только практика. И просмотр качественных образцов для подражания)

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Спасибо. Рубрику «Полезно фотографу» планируем пополнять и дальше. Так что заходите в гости.

      Ответить
  13. Людмила:

    Для меня эта самая полезная информация на данный момент, т.к. в фотоаппарате только автоматические функции. Буду начинать с композиции! 🙂 Спасибо, первый раз для меня все так легко воспринималось. Жду продолжения!

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Желаем успехов в изучении удивительного мира фотографии. Надеемся, наши статьи в этом Вам помогут.

      Ответить
  14. Милана:

    Безумно нужные уроки по созданию отличных кадров!
    Спасибо Вам Огромное!
    Ждем следующих уроков 🙂

    Ответить
    1. Евгений и Лариса:

      Большое спасибо за такой приятный комментарий.
      Мы как раз готовим к публикации статью «Как фотографировать в путешествиях. Часть 4. Практика».

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика