Идем горами высокими, плывем морями широкими, форсируем реки глубокие… с фотоаппаратом наперевес
Этой статьей открывается цикл публикаций «Выбираем объектив для путешествий», в котором будет рассмотрен ряд объективов для зеркальных камер Nikon с матрицей формата APS-C. По другому их еще называют кропнутые. И, пожалуй, один из универсальных объективов для путешествий – это Nikon AF-S 18-300mm f/3.5-5.6G ED VR, выпущенный в июне 2012 года.
Несмотря на то, что в последнее время все большую популярность набирают беззеркальные системы со сменной оптикой, зеркальные фотоаппараты рано списывать со счетов. Причин тому несколько. Во-первых, они дешевле, во-вторых, на мой взгляд, они надежнее, в–третьих, к ним выпущено гораздо больше оптики и всевозможных аксессуаров. Последний пункт становится особенно актуальным, если покупать технику на вторичном рынке. И в первую очередь это касается жителей небольших городов и отдаленных регионов. К примеру, на момент написания статьи в Крыму (где мы проживаем), было только три предложения для беззеркалок Fujifilm, да и для безеркальных систем других брендов ситуация мало отличалась. В то же время для зеркальных камер Nikon можно было выбрать почти из 150 объективов, а для зеркалок Canon – из 200. Скорее всего, в дальнейшем ситуация изменится, но, пока владельцы зеркальных систем в выигрыше.
Содержание:
Полное название тестируемого объектива Nikon DX AF-S NIKKOR 18-300mm f/3.5-5.6G VR IF ED Aspherical. Расшифровывается оно следующим образом:
В этой статье не будет различных графиков и таблиц, с этими данными можно ознакомится на специализированных сайтах. Это не полноценный тест-обзор. Я лишь выскажу свое мнение об этом объективе с точки зрения обычного фотографа, которому мало интересны сухие цифры. Но, думаю, некоторые технические характеристики объектива привести стоит.
Крепление байонета – металлическое с резиновым уплотнителем, препятствующим попаданию влаги и мелких частиц в место соединения объектива с фотоаппаратом. На корпусе есть три переключателя «М/А — М», «VR ON/OFF» и «Normal — Active». Первый отвечает за фокусировку, второй и третий – за работу стабилизатора.
«М» — ручная фокусировка, «M/A» — режим автоматической фокусировки с возможность ручной поправки. Фактически это означает, что в режиме «M/A» в любой момент можно начать фокусироваться вручную, автоматическая фокусировка при этом отключается. Но стоит отпустить кольцо фокусировки и объектив перейдет в режим автофокусировки, что очень удобно.
«VR ON/OFF» — включает и, соответственно, отключает стабилизатор изображения. «Normal» — режим, компенсирующий дрожание камеры в руках, подходит для большинства ситуаций. «Active» рекомендуется включать, когда нужно стабилизировать не только дрожание, но и перемещение камеры в разные стороны, т.е. для съемки динамических сцен. Я, обычно, всегда устанавливаю «Active», это относится не только к рассматриваемому объективу. На мой взгляд, в этом режиме стабилизатор отрабатывает лучше.
Так же на объективе присутствует блокиратор зума. Кнопка «Lock» фиксирует положение объектива на 18mm фокусного расстояния, предотвращая его выдвижение во время транспортировки. Во многих обзорах Nikon 18-300mm f/3.5-5.6G, указывается, что блокиратор не нужен, так как объектив самопроизвольно не изменяет свое фокусное расстояние в вертикальном положении. Объектив, который я тестировал, был не новый. Его пробег составлял почти 20000 кадров. И, несмотря на это, он не страдал самопроизвольным выдвижением зума под тяжестью собственного веса.
Кроме того, на объективе есть шкала дистанции фокусировки и шкала глубины резкости. Нельзя сказать, что без них нельзя обойтись, но существует ряд лайфхаков по их применению, которые в некоторых случаях помогут упростить съемку.
Nikon 18-300mm f/3.5-5.6G собран очень качественно. Даже после длительного использования ничего не гремит и не скрипит. Кольца фокусировки и зумирования двигаются плавно. Когда объектив полностью выдвинут, передняя часть абсолютно неподвижна, нет никакого люфта в отличие от ряда других зум-объективов.
Для фокусировки используется бесшумный волновой мотор (Silent Wave Motor), благодаря чему этот универсал фокусируется тихо и достаточно быстро в различных условиях освещения. У меня была возможность поснимать этим объективом на камере Nikon D5200 и более продвинутой Nikon D7100. И в одном и в другом случае с фокусировкой не было никаких проблем.
Самый большой плюс Nikon 18-300mm f/3.5-5.6G его широчайший диапазон фокусных расстояний. На практике это означает, что с одной точки можно получить такую пару снимков…
… или такую.
Нужен широкий угол – пожалуйста.
Необходимо поймать в кадр что-то вдалеке – не проблема.
Его вполне можно использовать для съемки портретов. На больших фокусных расстояниях он хорошо отделяет главный объект съемки от фона, а фон размывает.
Хотя, боке – не самая сильная сторона этого объектива, кружки нерезкости – неровные и слоистые. В общем, боке – на любителя.
Для макросъемки этот объектив малопригоден, любителям снимать жучков и паучков крупным планом придется приобрести другой.
Что касается геометрических искажений (дисторсии), то, несмотря на то, что они присутствуют практически на всем диапазоне фокусных расстояний, о них можно не беспокоится. Все современные зеркальные камеры Nikon исправляют дисторсию на лету, если съемка ведется в JPEG, и активирована Функция автоматического управления искажениями. То же самое могут и RAW-конверторы, если снимать в RAW-формате. В Adobe Lightroom достаточно включить профиль коррекции объектива, кстати вместе с геометрическими искажениями будет исправлено и виньетирование. Или можно создать соответствующий пресет и применять его при импорте файлов. В последнее время я проявляю RAW-файлы в Capture One, его двенадцатая версия автоматически исправляет дисторсию и виньетирование.
На одном из англоязычных ресурсов, специализирующихся на тестах объективов, мне попалась информация, что фотографии, полученные с помощью Nikon 18-300mm f/3.5-5.6G страдают от хроматических аберраций. Я снял на этот объектив более 1000 кадров и не смог найти ни одного с ярко выраженными аберрациями. Может, если снимать сильно контрастные объекты, они и проявятся, но их легко исправить, активировав соответствующую функцию в меню фотоаппарата (при съемке в JPEG) или в RAW-конвертере (при обработке RAW-файлов).
Так же у Nikon 18-300mm f/3.5-5.6G присутствует эффект так называемого «дыхания фокуса». Это приводит к тому, что при съемке близко расположенных (к объективу) объектов происходит уменьшение фокусного расстояния. Например, согласно данным photographylife.com, если снимать на 300 mm на минимальной дистанции фокусировки, фокусное расстояние составит всего 135 mm. По мере увеличения расстояния между объектом и объективом эффект становится не так заметен. Но, чтобы получить честные 300 mm, объект съемки должен находиться достаточно далеко.
Одним из важных параметров любого объектива является резкость. Безусловно, Nikon 18-300mm f/3.5-5.6G проигрывает объективам с фиксированным фокусным расстоянием или светосильным зум-объективам, но в целом демонстрирует неплохую резкость. У объектива с большим диапазоном фокусных расстояний сложно выдержать разрешающую способность на одном уровне во всем диапазоне, и Nikon 18-300mm f/3.5-5.6G – не исключение. По моим наблюдениям лучшие результаты объектив показывает в диапазоне 18-105 mm при диафрагме f/5.6 – f/8. С дальнейшим увеличением фокусного расстояния резкость хотя и начинает падать, но все еще находится на приемлемом уровне, и для наилучшего результата требуется прикрыть диафрагму уже до f/8 — f/11. Мой экземпляр и на 300 mm выдавал достаточно резкое изображение. Вот несколько примеров.
Объектив неплохо держит контровой свет.
Контрастность и цветопередача тоже весьма хороши. В этом можно убедиться, посмотрев примеры фотографий, снятых на Nikon 18-300mm f/3.5-5.6G.
Все кадры, представленные ниже, это внутрикамерный JPEG без обработки. На камере были выставлены следующие настройки: Баланс белого – авто, Режим управления снимками (Picture Control) – Насыщенный, Активный D-Lighting (Active D-Lighting) – Нормальный.
Nikon 18-300mm f/3.5-6.3G, выпущенный в 2014 году, практически полный аналог тестируемого объектива. Он более темный на длинном конце (f/6.3 против f/5.6), у него отсутствует шкала дистанции фокусировки и шкала глубины резкости, но, зато он на 280 грамм легче. Я не нашел сравнений этих объективов между собой по оптическим характеристикам и личного опыта использования Nikon 18-300mm f/3.5-6.3G у меня тоже нет. Поэтому лучше он или хуже я сказать не могу.
Неплохим вариантами на замену так же будут Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II PZD VC и Tamron 18-400mm F3.5-6.3 Di II VC HLD. Первый интересен из-за более широкого угла, но страдает частыми промахами в телеположении. Второй обладает уникальным в своем роде диапазоном фокусных расстояний и довольно неплох. Но нужно помнить, что объективы сторонних фирм могут работать некорректно, в частности, могут возникать проблемы с точностью фокусировки (фронт-, бек-фокус и др.).
Альтернативами подешевле могут выступать Tamron 18-250mm F/3.5-6.3 Di II, Tamron 18-270mm F/3.5-6.3 Di II и его различные модификации. А, так же Sigma Zoom DC 18-250mm 1:3.5-6.3 OS HSM и Sigma 18-300mm F3.5-6.3 DC Macro OS HSM. Но они проигрывают Nikon 18-300mm f/3.5-5.6G по надежности и оптическим характеристикам.
В какой-то степени, к аналогам можно отнести Nikon 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR, разработанный для полнокадровых матриц (на кропе теряется широкий угол) и Nikon 18-200mm f/3.5-5.6G ED VR, обладающий существенно меньшим дипазоном фокусных расстояний.
Nikon DX AF-S NIKKOR 18-300mm f/3.5-5.6G VR IF ED Aspherical – объектив с широчайшим диапазоном фокусных расстояний, хорошей резкостью, контрастностью и правильной цветопередачей, который вполне может стать универсальным решением для путешествий и не только.
Плюсы:
Минусы:
Лично мне понравился Nikon 18-300mm f/3.5-5.6G. Если бы он попался мне в руки несколько лет назад, когда я только стал заниматься цифровой фотографией, я бы был на седьмом небе от счастья. И даже сейчас, когда я избалован качеством изображения, выдаваемого фикс-объективами или светосильными зумами, я считаю, что Nikon 18-300mm f/3.5-5.6G действительно хорош в своем классе.
Может быть интересно:
Выбираем светосильный зум-объектив для путешествий: Sigma DC 17-50mm f/2.8 EX OS HSM Выбираем фикс-объектив для путешествий: Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Выбираем телеобъектив для путешествий: Nikon AF-S VR 70-300mm f/4.5-5.6G IF-EDПонравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на новости блога
Хороший качественный объектив это залог потрясающих фотографий. Тут естественно нужен профессиональный подход к выбору. Отличный обзор вариантов, причем даже те, кто только начинает заниматься фотографией смогу оценить и выбрать для себя свой вариант объектива.
Надеемся, что цикл статей «Выбираем объектив для путешествий» действительно поможет с выбором подходящей техники.
Хороший обзор. Максимум информации в минимальном количестве слов. Для фотографа, ищущего универсальный обьектив, обзор очень полезен. Фото тоже, как всегда, очень хороши. Ваша прекрасная доченька — фотомодель:)
Здравствуйте, Владимир. Спасибо, за как всегда мотивирующий комментарий.
Ваш маршрут по Стамбулу со всеми схемами, картами и др. сохранили в отдельную папку на жестком диске. Думаем, что непременно воспользуемся вашими подсказками.
Можно мне в личку прислать ссылку на маршрут по Стамбулу от Владимира? Заинтриговали. 🙂
Ок, думаем, Владимир будет не против.
Я всегда рад поделиться информацией. Помогаешь ты — помогут и тебе. Будут вопросы по маршруту — пишите в личку или на вайбер. Маршрут по Стамбулу в основном разрабатывала жена. Сделала подарок мне на день рождения и ей это, как всегда, удалось. Стамбул — город контрастов и его стоит посмотреть.
Я раньше не очень хорошо относился к тревел-зумам… Пока ребёнок не появился. 🙂 Стало понятно, что в путешествия больше с тяжелым фоторюкзаком, набитым фототехникой не поедешь. Сейчас уже Nikon AF-S 18-300 mm f/3.5-5.6G ED VR кажется нормальным вариантом. И Ваши фото это подтверждают.
Хотя, я подумываю даже еще о более радикальном варианте (будет ясно после первого отпуска): вообще продать всё и купить Микро 4/3 с тревел-зумом Olymus 12-100mm f/4. Не лежит душа, но обстоятельства могут заставить. 🙁
Дочурка у Вас растёт не по дням, а по часам! Такую красавицу фотографировать все равно фиксом нужно. 🙂 Чтобы еще более подчеркнуть красоту.
Спасибо, Сергей. На фиксы тоже снимаем, не без этого. Просто в статье шла речь о зуме, с него и фотографии.
Уж слишком радикальный переход Вы задумали — с полного кадра на микро 4/3. Может не стоит торопится. Дети быстро растут, оглянуться не успеете, как сын будет за Вас рюкзак с фототехникой носить. 🙂
О таком развитии событий я не подумал! 🙂 Пожалуй пора ему объяснять основы композиции. 🙂
А так, если подумать, после первого совместного путешествия станет ясно, возможно или нет брать фоторюкзак с собой в отпуск. Если все же нельзя, возможно, стоит попробовать купить б/у аналог рассматриваемого Вами Nikon AF-S 18-300 mm f/3.5-5.6G ED VR под полный кадр Nikon 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S . Всё меньше места занимает. Потом, как сын «начнет вместо меня фоторюкзак таскать», продать, скорей всего за те же деньги, и вернуться к нормальному комплекту.
А такой вариант. У Вас же есть Nikon D5100, Nikon 17-55mm f/2.8 и Nikon 70-300mm f/4-5.6. Такой комплект будет легче полнокадрового. А если еще заменить Nikon 17-55mm f/2.8 на аналогичный Tamron или Sigm’у, то можно уложиться в пару кило. Тоже немало, но все же.
Расскажу о своем опыте.
Когда у меня был только кроп Nikon D7000, в свое первое путешествие я взял весь комплект:
Nikkor 18-105, что бы упаковывать в кадр как можно больше и дотягиваться до дальних объектов. Но меня напрягало в нём то, что на рассвете и после заката толку от него не было. Поэтому я взял с собой ещё тяжёлую Sigma 24-70 2.8.
Еще я взял с собой Nikkor 55-300, что бы простреливать минималистичные сюжеты на длинном конце.
Для прогулок по ночному городу я взял ещё nikkor 50mm 1.8g. А если вдруг нужно будет сделать какой-нибудь художественный портрет, взял ещё nikkor 85мм 1.8g. И ещё до кучи кинул в рюкзак свою стеклянную сферу.
Это был не отпуск, а каторга ))) Что бы как-то облегчить свою жизнь, по итогу на фотике у меня была накручена только Sigma 24-70 (потому что картинка у нее была более резкая, чем у 18-105) и 50мм на всякий случай.
В свой последний отпуск я ехал уже впервые с полнокадровой камерой и взял с собой только Сигму, 50мм и 85мм. В итоге 50mm я вообще не снимал с камеры. Абсолютно полностью хватало для всех моих потребностей. Сигма пролежала в сейфе отеля весь отпуск )
18-300 для начинающего фото путешественника отличный объектив. Не таскаешь кучу фотобарахла и получаешь огромное удовольствие от отдыха. ))
Здравствуйте, Сергей.
Спасибо, что поделились личным опытом.
И по нашим наблюдениям, в путешествии редко используется больше пары объективов. Один, как правило, универсальный зум, второй — зависит от предпочтений фотографа.
Использование же «полтинника» на полном кадре в качестве основного — хороший и вполне объяснимый выбор. Если заглянуть в недалекое прошлое, эру зеркальных пленочных фотоаппаратов, то, окажется, что большинство камер комплектовалось объективами с фокусным расстоянием 50 мм или около того. И его (фокусного расстояния) хватало для большинства ситуаций. Мы и сами в последнее время для прогулок по городу очень часто используем Sigma 30mm f/1.4 в связке с Nikon D7100, что на кропе дает примерно те же 50 мм.
Как просто и понятно написано! Огромное спасибо за обзор. Я только планирую серьезно заняться фотографией и столько информации перебрала. Ваша статья — просто находка, обязательно воспользуюсь советами.
Здравствуйте, Мария. Спасибо, за ваш отзыв.
Мы планируем опубликовать целый цикл обзоров объективов к зеркальным камерам Nikon. Скоро выйдет статья еще об одном интересном объективе — Sigma 17-50mm f/2.8 EX OS HSM.
Доброго времени суток! Огромное спасибо за ваш обзор: давно хотелось получить что-то такое именно на этот объектив. Желаю и дальше радовать фотографов-любителей подобными статьями.
Всего вам, самого наилучшего!
Спасибо, Владимир.
Уже вышла еще одна статья из цикла «Выбираем объектив для путешествий» — «Тест-обзор объектива Sigma DC 17-50mm f/2.8 EX OS HSM» и планируется еще ряд статей. Так что, заходите в гости, будет интересно.
Искал в разделе «Аналоги» упоминание про Tamron 18-200 (2015 г. выпуска) и не нашел.
Объектив вышел позже, чем Никоновский 18-200 (2009 г.), и скорее всего он лучше никоновского.
Кроме того, Tamron 18-200 (2015 г.) — самый легкий из зумов, с кратностью более 4.
И цена более чем приемлемая.
По-моему, он более чем заслуживает рассмотрения.
Здравствуйте, Владимир. Спасибо, за интерес, проявленный к нашей статье.
Tamron 18-200mm не указан в разделе «Аналоги», потому что является аналогом Nikon 18-200mm, а в статье речь идет о NIkon 18-300mm. У нас не было опыта использования Tamron 18-200mm, но если появится, мы об этом с удовольствием напишем.
Здравствуйте, Евгений и Лариса! С огромным удовольствием читаю ваши обзоры на различные фото объективы. Что в них очень привлекает, так это ясное и чёткое изложение темы. Нет трудно понимаемых графиков и таблиц, а есть доступное и простое объяснение, как для начинающих фотографов, так и для фотолюбителей средней руки. Вы выбрали очень правильную стезю в этом плане. Большое вам за это спасибо!
Буду с нетерпением ждать ваших новых обзоров, впрочем, как и все остальные ваши поклонники.
С глубоким уважением,
Владимир Лифуншан.
Здравствуйте, Владимир.
Благодарим за такой замечательный комментарий. Подобные отзывы очень мотивируют. Обзоры на объективы планируем писать и дальше. Очередная статья как раз в работе.
Евгений и Лариса! С большим нетерпением ждём ваших новых обзоров по фотообъективам Nikon.
Ждём — это я и те фотолюбители, которым я рекомендовал ваше замечательное описание оптики этого производителя.
С уважением
Владимир
Лифуншан